Материалы

Печать

С 1 сентября 2016 года вступает в силу Федеральный закон “Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ”

Данный Закон регулирует порядок образования и деятельности третейских судов и постоянно действующих арбитражных учреждений на территории РФ, а также арбитраж (третейское разбирательство).

Закон об арбитраже содержит несколько важных новелл. Прежде всего, устанавливается новый порядок создания постоянно действующих третейских судов, согласно которому третейские суды могут быть созданы только при некоммерческих организациях, с санкции Правительства РФ, выдаваемого, на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства (ст. 44 Закона об арбитраже).

Закон об арбитраже вводит новые понятия, такие как «администрирование арбитража», «прямое соглашение сторон» и др. Также закон существенно изменяет толкование некоторых устоявшихся терминов, в том числе «арбитр (третейский судья)», «арбитраж (третейское разбирательство)», «правила арбитража», «определение, форма и толкование арбитражного соглашения» (ст. 2Закона). 

В связи с принятием Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ» внесены поправки в том числе в Закон РФ «О статусе судей в РФ», Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже», Федеральный закон «Об акционерных обществах», Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ.

В ГПК РФ и АПК РФ определены правила в отношении споров, подведомственных судам (арбитражным судам), которые могут быть переданы на рассмотрение третейского суда при наличии действующего арбитражного соглашения между сторонами спора, и приведен закрытый перечень споров, которые не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда, а также определен порядок производства по делам, связанным с выполнением судами, арбитражными судами функций содействия и контроля в отношении третейских судов.

Что касается изменений в ГПК РФ и АПК РФ, введенные Федеральным законом от № 409-ФЗ, то вкратце они сводятся к следующему: 1. определены правила в отношении споров, подведомственных судам (арбитражным судам), которые могут быть переданы на рассмотрение третейского суда при наличии действующего арбитражного соглашения между сторонами спора; 2. приведен закрытый перечень споров, которые не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда часть 2 ст. 221 ГПК РФ, часть 6 ст. 9, часть 2 ст. 33 АПК РФ); установлено, что при определенных условиях третейским судом могут рассматриваться споры о защите прав акционеров акционерных обществ и участников обществ с ограниченной ответственностью (ст. 2251 АПК РФ); 3. определен порядок производства по делам, связанным с выполнением судами, арбитражными судами функций содействия и контроля в отношении третейских судов; 4. предусмотрено право сторон третейского разбирательства договориться об изменении территориальной подсудности спора по заявлениям о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (часть 1 ст. 301, часть 2 ст. 418 ГПК РФ, часть 9 ст. 38, часть 4 ст. 230 АПК РФ) и возможность при оспаривании решений третейского суда возобновить третейское разбирательство и устранить основания для отмены арбитражного решения (часть 5 ст. 232 АПК РФ); 5. усилены контрольные функции государственных судов. Так, предусмотрено право сторон третейского разбирательства обратиться в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления третейского суда о наличии у него компетенции (ст. 4221 ГПК РФ, ст. 235 АПК РФ). В то же время предусматривается и расширение содействия в отношении третейского суда арбитражным судом, например, при сборе доказательств (ст. 631 ГПК РФ, ст. 741 АПК РФ), формировании состава третейского суда (пункт 91 ст. 38, ст. 2401 АПК РФ); 6. предусмотрена возможность для судьи, пребывающем в отставке, выступать в качестве третейского судьи (арбитра).

Признаны утратившими силу главы 7 (”Оспаривание решения третейского суда”) и 8 (”Исполнение решения третейского суда”) Федерального закона от N 102-ФЗ “О третейских судах в РФ”.